• +7 (495) 911-67-00
<

Биотех, созданный на века: кто сегодня?

Многие биотехнологические компании сегодня заявляют, что они хотят построить бизнес, который будет работать долгие годы. Но кто из них действительно делает для этого всё и сможет выполнить свои обещания? Какие компании являются по-настоящему «созданными на века» и дальновидно строят своё будущее?

В последнее десятилетие биотех переживает кризис идентичности. На заре индустрии, в 80-х годах, практически каждая биотехнологическая компания мечтала стать вторым Merck (но, конечно, без присущего фарм-компаниям консерватизма). Теперь же всё изменилось. Мы понимаем, как дорого может обойтись разработка нового продукта (лекарства, устройства или услуги), каким долгим и рискованным может быть процесс доведения разработки до коммерциализации.

Несмотря на несколько лет активных и прибыльных вложений на публичном рынке, в большинстве своем, инвесторы опасаются биотеха. Одержимый идеей «быстрых» и понятных инвестиций, финансовый мир ускоряет темпы, и сегодня мало кто готов ждать пару десятилетий, когда сделанная инвестиция обернётся долей в мульти-миллиардной многопрофильной биотех-компании. Инвесторы хотят прибылей в следующем квартале, большего возврата и меньшего риска.

Так что же мы имеем сегодня – когда столпы биотех-индустрии «первого поколения», такие как Genentech или Genzyme, уже перестали существовать, поскольку их поглотила Биг Фарма?

Сегодня, несомненно, есть ряд компаний, от которых можно ожидать долгой и успешной деятельности, поскольку о них можно сказать, что они «мечтают о «величии» - мечтают в том смысле, что стремятся оставить достойный и значимый след в истории человечества.

Чтобы найти такие компании, достаточно открыть классическую книгу Джеймса Коллинза и Джерри Порраса 1994 года издания (“Built to Last: Successful Habits of Visionary Companies”) и воспользоваться разработанными авторами критериями определения долгосрочных отраслевых лидеров.
В применении к современному биотеху данные критерии можно препарировать следующим образом.

Компания из сферы Biotech & Life Sciences может стать «долгосрочной» и вырастить свою капитализацию во много раз, оставаясь на рынке длительное время, если:

  • её деятельность направлена на решение актуальных проблем клинической медицины и здравоохранения (сосредоточенность на разработке и внедрении продуктов для диагностики и лечения социально-значимых болезней, а также для профилактики заболеваемости) – что является существенным вкладом в благополучие человечества и создаёт прочную основу для долгосрочного успешного развития компании;
  • у неё есть те гибкость и динамизм, которые необходимы для достижения высоких целей.
  • у неё имеется диверсифицированный продуктовый портфель, а также пайп-лайн, которые позволят компании оставаться «на плаву» в случае негативных результатов в ходе той или иной разработки;
  • её продукция на рынке является «убедительной» как для потребителя, так и для медицинских страховщиков;
  • её управленческая система отлажена, а руководящий состав (особенно, если его усилиями уже многое достигнуто) имеет достойных преемников, чтобы вести компанию дальше и в тех же темпах.
  • и у неё есть стойкое желание развиваться самостоятельно и противостоять / не поддаться на соблазн M&A.

 

Примеры конкретных компаний, двигающих современный биотех вперед, а также главных кандидатов в лидеры, Вы найдете в оригинальной статье на английском языке: http://www.xconomy.com/national/2013/12/02/3-life-sciences-companies-built-last/